Если в Коране или сунне приходит приказ что-либо исполнять, непременно ли он означает, что это обязательное дело?
Некоторые люди полагают, что всякий приказ, который содержится в Коране и сунне, непременно должен означать, что это обязательное дело, и что исключение из этого есть только для того, насчет чего есть прямой однозначный довод на, что подразумевается в приказе не обязательность, а иное положение. Но действительность такова, что не обязательность может пониматься из приказа уже даже по контексту и по множеству иных косвенных причин. И приказ может иметь какое-либо из более чем двадцати значений.
Далее предоставлен материал из очень объемной и значимой книги по усуль аль-фикху выдающегося имама Аляуддина Али ибн Сулеймана аль-Мардауи аль-Ханбали «ат-Тахбир шарх ат-тахрир».
Если в Коране или сунне приходит приказ, повеление в форме «сделай так-то», то в зависимости от контекста и иных обстоятельств это может указывать на следующее:
1. Обязательность (вуджуб). Как в аяте: «Совершайте намаз, выплачивайте закят…» (Корова, 43). — Если подразумевается обязательный пятикратный намаз.
2. Желательность (надб). Как в хадисе: «Пользуйтесь сиваком».
3. Разрешенность (ибаха). Как в аяте: «Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле». (Собрание, 10).
4. Наставление, рекомендацию (иршад). Как в аяте: «Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его». (Корова, 282). Правило о наставлении: оно касается пользы в этой жизни, а желательность (надб) — пользы в жизни последней, за следование наставлению награды нет, а за выполнение желательного есть.
5. Разрешение (изн) что-то сделать. Подобно словам: «Войди», — обращенным к тому, кто постучал. Некоторые относят этот вид к третьему пункту.
6. Воспитание (та-диб). Как в хадисе: «О юноша, упомяни имя Аллаха, ешь
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ: Если в Коране или сунне приходит приказ что-либо исполнять, непременно ли он означает, что это обязательное дело?
Комментарии
Отправить комментарий