Подтверждаемое из века в век единогласное мнение о разрешенности следования любому из четырех сохранившихся мазхабов
تقريرات متتالية لمشايخ الأمة عبر القرون — هم القاضي والذهبي كذا الدهلوي وابن فرحون —
بالإجماع على أن تقليد المذاهب الأربعة — بلا ريب يجوز ولا أي إنكار على من اتبع
Писал кады Ийяд аль-Малики (ум. 544 г.х.): «И сложилось единогласное мнение мусульман в разных областях земли о таклиде этому примеру и следовании (таклиде) за ними (имамами мазхабов) и изучении их мазхабов в отличие от тех, кто был до них, с признанием достоинства, опережения и больших знаний у тех, кто был до них». См. «Тартиб аль-мадарик» 1/63.
Затем упомянул школы имамов-муджтахидов: Малика ибн Анаса, Абу Ханифы, ас-Саури, аль-Хасана аль-Басри, аль-Аузаи, аш-Шафии, Ахмада ибн Ханбаля, Абу Саура, ат-Табари, Дауда аль-Асбахани, — и сказал:
«Они — те, относительно таклида за которыми сложилось иджма среди людей, при разногласии их (мазхабов) представителей, единогласие ученых о следовании за ними и следовании за их мазхабами, изучении их книг, обретении понимания религии посредством их подхода к вопросам, возведении решений на их правилах, выведении ответвлений из их основ, отличие от тех, кто был до них, по причинам, которые уже были упомянуты. И сейчас люди в разных областях земли устремились к пяти мазхабам: маликитскому, ханафитскому, шафиитскому, ханбалитскому, даудитскому, который известен как захиритский*«. См. «Тартиб аль-мадарик» 1/67.
قال الإمام القاضي عياض المالكي (ت. 544 هـ): «فنقول: قد وقع إجماع المسلمين في أقطار الأرض على تقليد هذا النمط واتباعهم ودرس مذاهبهم دون من قبلهم ومع الاعتراف بفضل من قبلهم وسبقه ومزيد علمه». انظر: «ترتيب المدارك» 1/ 63.
ثم ذكر مذاهب الأئمة المجتهدين وبالضبط: مالك بن أنس وأبي حنيفة وسفيان الثوري والحسن البصري
Комментарии
Отправить комментарий