А что если имам мазхаба все же не учел какой-то довод или высказал более слабое мнение согласно правилам своего мазхаба?
Если случалось такое, что имам мазхаба не учел какой-то довод, оговорился, или высказал более слабое мнение согласно своим же правилам, или был в каких-то вопросах не настолько знающим, как его ученики-муджтахиды, то это мнение не оставалось главным в его мазхабе, поскольку его исправляли большие имамы-муджтахиды из числа учеников имама и ранних последователей. Это было их полномочиями и их полем деятельности, как это освещено в статье «К кому обращены слова имамов «достоверный хадис — это мой мазхаб»?»
Они многократно все сверяли с доводами, сверяли с правилами самого имама и могли высказать мнение, которое противоречит мнению имама, если приходили к заключению, что иное мнение более соответствует правилам имама. Затем последующим поколением имамов-аналитиков мазхаба учитывалось число и значение исправивших, причина исправления, и если все это было более основательным, тогда их исправление устанавливалось в качестве главного мнения в школе имама, то есть в его мазхабе. Таким образом, кто следует мазхабу, тот следует не за одним имамом, который в очень редких случаях мог ошибиться, а следует за множеством имамов-муджтахидов, которые многократно взвесили каждое мнение в своем мазхабе, и вывели ответвления, подтверждающие верность основ.
Пример из шафиитского мазхаба.
Пишет имам Абу Закария ан-Навави аш-Шафии: «Передано от него (аш-Шафии): «Если достоверен хадис, противоречащий моим словам, то действуйте по хадису и оставьте мои слова». Или сказал: «… То это — мой мазхаб». С этим смыслом переданы разные фразы. И наши товарищи (шафииты) поступили в соответствии с этим в вопросе тасвиба (слов «ас-саляту хайру ммина ннаум» в утреннем
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ: А что если имам мазхаба все же не учел какой-то довод или высказал более слабое мнение согласно правилам своего мазхаба?
Комментарии
Отправить комментарий