Что не нарушает пост согласно мнению имамов ханафитского мазхаба
За основу для этой заметки взята соответствующая глава из книги «Нур аль-идах» (с. 131-132) выдающегося правоведа и муфтия Хасана ибн ‘Аммара аш-Шурунбуляли аль-Ханафи (ум. 1069 г.х.), который жил, преподавал, писал труды и был виднейшим представителем ханафитского мазхаба в ученом мире Египта четырехвековой давности, и на книги которого до сих пор принято опираться в изучении ханафитского фикха.
Из того, что не нарушает пост, согласно классификации шейха аш-Шурунбуляли можно выделить примерно 24 вида.
Первые три из них: (1) если человек поест, (2) попьет, (3) или совершит половой акт по забывчивости.
Поясняет шейх аш-Шурунбуляли: «В соответствии со словами пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Если постящийся поест по забывчивости, то это удел, который даровал ему Аллах». И он не обязан возмещать пост. Этот же смысл распространяется и на половой акт. Если вспомнил о посте во время акта, то орган нужно сразу же извлечь. Если же после того, как вспомнил, он остался в том же положении, то пост испорчен». См. «Маракы аль-фалях», с. 244.
قال العلامة حسن بن عمار الشرنبلالي الحنفي: «لقوله صلى الله عليه وسلم: «إذا أكل الصائم ناسيا فإنما هو رزق ساقه الله إليه» فلا قضاء عليه والجماع في معناهما فإن تذكر نزع من فوره فإن مكث بعده فسد صومه».
انظر: «مراقي الفلاح»، ص. 244.
И если другой человек увидит того, кто ест или пьет по забывчивости в дневное время рамадана, то здесь есть два варианта:
— если по нему видно, что у него достаточно сил для того, чтобы довести пост в этот день до конца без большой сложности, то следует напомнить о посте, и оставлять напоминание порицаемо (макрух);
— если по нему не видно, что у него достаточно сил для того, чтобы довести пост в этот день до конца без большой
Комментарии
Отправить комментарий