Положения приспособленчества и заискивания (мудахана). Имам аль-Карафи
Наверняка, многие могут вспомнить такие эпизоды из жизни, когда они видели, что некий мусульманин ведет себя учтиво и выказывает расположение к тем, кто не заслуживает такого отношения, но от чьего недовольства возможны большие неприятности. Особенно часто такое бывает с мусульманами, которые имеют дела с политиками большого уровня. Или сотрудничают с организациями, руководители которых зарекомендовали себя с не с лучшей стороны. Или выходят на публичные площадки для открытого диалога.
В результате широкие массы неравнодушных верующих могут видеть, как «свой» человек не выражает открыто тот гнев и неприязнь, которые накопились в сердцах у зрителей. В лучшем случае это становится причиной разочарования в нем. Не редко это разочарование перерастает в ненависть и сопровождается обвинениями, оскорблениями, или даже такфиром.
Но может быть есть возможность войти в положение этого мусульманина? Может быть он так себя ведет во избежание вреда? И может быть это не настолько большой порок, насколько кажется? Может быть есть исключения?
Для ответа на эти вопросы обратимся к словам имама Абу аль-Аббаса Ахмада ибн Идриса аль-Карафи аль-Малики (ум. 685 г.х.). В своей феноменальной книге, которая по праву называется «аз-Захыра» (ар.: сокровище), он пишет:
«Приспособленчество и заискивание может быть дозволенным (мубах) или обязательным (уаджиб). Как сказал Абу Муса аль-Ашари, да будет доволен им Аллах: «Мы улыбаемся в лицо людям, а наши сердца их проклинают». Таким образом, разрешено проявлять к нечестивцу расположение, будучи убежденным в обратном.
А запрещено (харам) из приспособленчества и заискивания то, что в чем (одобрение) чего-либо
Комментарии
Отправить комментарий