Не ограничивай широту Ислама узостью своего сердца

Универсальное напоминание от представителей лучших поколений.

Кто из мусульман не встречался в своей жизни с попытками других мусульман навязать свое мнение или обязать определенным образом поведения, когда в самой религии не наблюдалось предпосылок для сужения прямого пути до таких границ?

Прекрасный ответ на такой случай передал хафиз Абу Нуейм аль-Асбахани аш-Шафии от табии табиина Вухейба ибн аль-Уарда. С иснадом от Абдуллаха ибн аль-Мубарака он передал, что некий человек пришел к Вухейбу ибн аль-Уарду и словно бы заговорил об аскетизме. Вухейб повернулся к нему и сказал: «Не ограничивай широту Ислама узостью своего сердца».
См. «Хилия аль-аулия» 8/154.

روى أبو نعيم الأصبهاني الشافعي بإسناده عن عَبْد اللهِ بْن الْمُبَارَكِ، قَالَ: جَاءَ رَجُلٌ إِلَى وُهَيْبٍ (ابن الورد، تابع التابعين) فَجَعَلَ كَأَنَّهُ يَذْكُرُ الزُّهْدَ , قَالَ فَأَقْبَلَ عَلَيْهِ وُهَيْبٌ , فَقَالَ: «لَا تَحْمِلُ سِعَةَ الْإِسْلَامِ عَلَى ضَيِّقَةِ صَدْرِكَ».
انظر: «حلية الأولياء» 8/ 154.

«Словно бы заговорил об аскетизме» — как понимается из ответа, это был не простой разговор, и выглядел он как попытка навязать свою точку зрения и обязать определенным образом жизни, границы которого уже границ шариата.

Аскетизм — наиболее достойный образ поведения, однако, даже им не годится ограничивать шариат для остальных мусульман. А что тогда говорить про стремления обязать одним из равнозначных мнений или способов поведения, или ограничить истину шариата наименее достойной из систем взглядов? В случае подобного этот ответ имама подходит еще больше.

А имам Ибн Абдульбарр аль-Малики в книге «Бахджа аль-маджалис» (3/172)

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ: Не ограничивай широту Ислама узостью своего сердца

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Опасайся быть из числа тех, от кого скрыл Аллах врата Прямого пути. Имам Ибн аль-Араби

Исламские убеждения (акыда). Имам Ибн Аби Зейд аль-Кайрауани (ум. 386 г.х.)

Биография шейха Саида аль-Камали