Виды сверхъестественных способностей и «паранормальных» явлений, связанных с деятельностью и положением людей
الإمام السفاريني: أنواع خوارق العادة
Пишет имам Шамсуддин Абу аль-‘Аун Мухаммад ибн Ахмад ас-Саффарини аль-Ханбали:
«Все, что нарушает законы природы, делится на шесть видов.
Первый: знамение (му’джиза). О нем уже говорилось.
Второй: предзнаменование (ирхас). Это всякое необычное явление, которое предшествует пророчеству, оно служит предвестником пророчества. Знамение (му’джиза) — это то, что нарушает законы природы и сопряжено с выполнением пророческой миссии, а предзнаменование (ирхас) — предвестник пророчества, бывает перед ним, подобно истории с владельцами слона. (1)
Третий: дар (карамат). (2) Это то, что нарушает законы природы, не сопряжено с выполнением пророческой миссии, не является ее предвестником и проявляется у внешне праведного раба Аллаха, который придерживается следования за пророком. На которого (этого праведника) возложена обязанность соблюдения его (того пророка) шариата (т.е. ниспосланных законов). Который имеет правильную веру (убеждения) и совершает праведные дела, независимо от того, знает об этом даре сам этот праведный раб или не знает.
Четвертый: обольщение (истидрадж) и ловушка (макр). (3)
Пятый: помощь (ма’уна), которая проявляется по причине некоторых обычных мусульман и слабых религиозных деятелей в виде избавления их от испытаний и неприятностей.
Шестой: унижение (ихана) и презрение (ихтикар). Как произошло с Мусайлимой-лжецом, когда он протер рукой голову мальчика, и тот стал плешивым. И как он поплевал в колодец с питьевой водой, чтобы она стала лучше на вкус, а она стала очень соленой.
См. «Ляуами’ аль-анвар аль-бахия» 2/392.
____________________
(1) См. Сура «Слон» (№ 105) и ее тафсиры.
(2) Имам ас-Саффарини писал в
Комментарии
Отправить комментарий