Действителен ли суджуд, если человек опирается на часть ладони, некоторые из пальцев ступней и т.п.?

لو شق على الإنسان السجود على جميع العضو

Шейх Мустафа ар-Рухейбани аль-Ханбали поясняет слова шейха Марьи ибн Юсуфа аль-Карми аль-Ханбали:
««Будет засчитан (суджуд) при опоре на некоторую область от каждого (из семи) органов» при суджуде на них. Потому что в хадисе нет требования делать это на весь орган.
Будет засчитан, «даже если» он сделал суджуд на «внешнюю сторону кисти и» внешнюю сторону «ступни», и кончики пальцев рук согласно явному смыслу хадиса, в котором он (пророк, мир ему и благословение Аллаха) «сделал суджуд на его руки» или «ступню».
И «не» будет засчитан ему суджуд, «если один из органов суджуда будет над другим», как если он расположит руки под коленями, или положит лоб на руки, поскольку это приводит к  взаимопроникновению мест суджуда». См. «Маталиб ули ан-нуха фи шарх гая аль-мунтаха» 1/452.

يقول الشيخ مصطفى الرحيبانى الحنبلي وهو يشرح كلام الشيخ مرعي بن يوسف بن الكرمي الحنبلي:

«(وَيُجْزِئُ بَعْضُ كُلِّ عُضْوٍ) فِي السُّجُودِ عَلَيْهِ؛ لِأَنَّهُ لَمْ يُقَيَّدْ فِي الْحَدِيثِ فِي الْكُلِّ.
وَيُجْزِئُهُ (وَلَوْ) كَانَ سُجُودُهُ عَلَى (ظَهْرِ كَفٍّ، وَ) ظَهْرِ (قَدَمٍ) ، وَأَطْرَافِ أَصَابِعِ يَدَيْنِ، لِظَاهِرِ الْخَبَرِ «أَنَّهُ قَدْ سَجَدَ عَلَى يَدَيْهِ، أَوْ قَدَمِهِ» وَ (لَا) يُجْزِئُهُ السُّجُودُ (إنْ كَانَ بَعْضُهَا فَوْقَ بَعْضٍ) كَوَضْعِ يَدَيْهِ تَحْتَ رُكْبَتَيْهِ، أَوْ جَبْهَتِهِ عَلَى يَدَيْهِ؛ لِأَنَّهُ يُفْضِي إلَى تَدَاخُلِ أَعْضَاءِ السُّجُودِ».
انظر: «مطالب أولي النهى في شرح غاية المنتهى» 1/452.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ: Действителен ли суджуд, если человек опирается на часть ладони, некоторые из пальцев ступней и т.п.?

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Опасайся быть из числа тех, от кого скрыл Аллах врата Прямого пути. Имам Ибн аль-Араби

Исламские убеждения (акыда). Имам Ибн Аби Зейд аль-Кайрауани (ум. 386 г.х.)

Биография шейха Саида аль-Камали