Имам аш-Шафии о желании ошибки для нововведенца и важное пояснение имама аль-Байхакы

Передает шейх уль-ислам Ибн Таймия в книге «Дар’ ат-та’аруд»:

«Передается от аш-Шафии, что он сказал: «Из тех, с кем я вел диспут, ни для кого я не желал, чтобы он при этом ошибся, кроме приверженца нововведений, поскольку я хотел, чтобы его положение раскрылось для людей»«.

На первый взгляд может показаться, что имам аш-Шафии имеет ввиду всякого, кого кто-то счел нововведенцем. Но далее передано пояснение имама Абу Бакра аль-Байхакы аш-Шафии (ашарит), что имам аш-Шафии говорил о конкретном приверженце нововведений, чьи нововведения были очень серьезными, и он вел споры за них:

«Аш-Шафии под этими словами имел ввиду конкретно Хафса аль-Фарда* и подобных ему из приверженцев нововведений. И именно это имеется ввиду во всем, что передано от него о порицании каляма и тех, кто им занимается. Это уже передатчики — некоторые из них передали с конкретизацией, а некоторые обобщенно».
См. «Дар’ ат-та’аруд» 7/249.

___________

Хафс аль-Фард — му’тазилит, который вел диспуты, отстаивая доводами разума (калямом) му’тазилитские убеждения.

نقل الإمام تقي الدين ابن تيمية في «درء التعارض» 7/ 249:

«وروي عن الشافعي: (قال: ماناظرت أحداً أحببت أن يخطىء إلا صاحب بدعة، فإني أحب أن ينكشف أمره للناس)».

قد يتوهم أن مراد الإمام كل من قيل فيه أنه صاحب البدعة، لكن النقل الذي يليه يبين أن مراده شخص معين جامع البدع المغلظة والمجادل عليها:

«(قال البيهقي إنما أراد الشافعي بهذا الكلام حفصاً الفرد* وأمثاله من أهل البدع، وهكذا مراده بكل ما حكي عنه من ذم الكلام وذم أهله، غير أن بعض الرواة أطلقه، وبعضهم قيده)».

__________

* حفص الفرد: معتزلي، ناظر على مذهبه في الاعتقاد باستخدام الطرق الكلامية

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ: Имам аш-Шафии о желании ошибки для нововведенца и важное пояснение имама аль-Байхакы

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Опасайся быть из числа тех, от кого скрыл Аллах врата Прямого пути. Имам Ибн аль-Араби

Исламские убеждения (акыда). Имам Ибн Аби Зейд аль-Кайрауани (ум. 386 г.х.)

Биография шейха Саида аль-Камали