Хладнокровная (однобокая) богобоязненность

У арабов есть интересное выражение, дающее описание одного распространенного и порочного вида поведения — الورع البارد — «хладнокровная богобоязненность» (ар.: «аль-уар’ аль-барид»).
Суть такого поведения в том, что человек решительно, настойчиво и показательно осуждает/отрекается/порицает что-то незначительное (чаще всего у другого), в то время как сам поддерживает или совершает нечто гораздо более предосудительное из этой же области, но не придает этому значения.

Вроде осуждения того, кто пьет воду, держа стакан в левой руке, тогда как сам осуждающий пьет спиртное, держа стакан в правой.
Вроде публичных групповых сплетен, клеветы и злословия за чей-то выслеженный и выисканный мнимый недостаток.
Вроде порывания родственных связей, если родственник слушает «не того» шейха.

В русском языке близкое значение с разных сторон отражают выражения: «псевдоморализм», «двойные стандарты», «однобокий взгляд», «поверхностность», а также поговорка про соринку в чужом глазу и бревно в своем.

Некоторые примеры хладнокровной богобоязненности от ученых.

Говорил имам Такыюддин Ахмад ибн Таймия: «Полноценная богобоязненность в том, чтобы человек знал лучшее из двух благ и худшее из двух зол. И знал, что шариат держится на достижении пользы и ее полноценности и устранении вреда и его минимизации. А кто не взвешивает сколько в совершении или оставлении дела шариатской пользы и шариатского вреда, тот может оставить совершение обязательного, совершить запретное и считать это проявлением богобоязненности.
Как тот, кто
— оставляет джихад вместе с несправедливыми правителями, считая это проявлением богобоязненности;
— оставляет

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ: Хладнокровная (однобокая) богобоязненность

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Опасайся быть из числа тех, от кого скрыл Аллах врата Прямого пути. Имам Ибн аль-Араби

Исламские убеждения (акыда). Имам Ибн Аби Зейд аль-Кайрауани (ум. 386 г.х.)

Биография шейха Саида аль-Камали