Мнения одних ученых не отменяются мнениями других

Из встречающихся ошибок в работе со словами ученых: отмена слов одних ученых словами других ученых.

Выглядеть это может примерно так:
— Большинство ученых сказало так, но ученые, которые более следовали сунне, сказали этак!
— Малик и аш-Шафии сказали так, но мы спросили ученика великого современного шейха, и он ответил, что надо этак!
— Аль-Касани, аль-Баджи, ан-Навави, Ибн Кудама писали так, но шейх, которого похвалил такой-то шейх, сказал вот этак!
— В книгах трех мазхабов поддерживается вот такое мнение, но шейх уль-Ислам Ибн Таймия и шейх аль-Альбани сказали вот так!
— Ибн Хаджар, Ибн аль-Джаузи, Бадруддин аль-Айни объяснили этот вопрос по фикху так, но в наши дни такой-то выдающийся шейх с правильной акыдой сказал так то!
И т.д.

С такой подачей, будто с предоставлением второго мнения первое перестает существовать, отменяется, лишается силы, автоматически становится ошибочным, слабым, не имеет значения, и следование ему — это заблуждение или нечто подобное заблуждению, которое необходимо оставить, а его приверженцев наставить на путь истинный или осудить.

Подобный образ распоряжения словами ученых, сталкивания слов ученых между собой противоречит общему правилу фикха, которое звучит как:
— иджтихад не нарушается подобным ему,
— иджтихад не делает недействительным другой иджтихад,
— предположение не аннулирует предположение.

К данному правилу относятся два вида ситуаций.
Первый: если судья или муфтий вынес постановление для определенного человека, а через некоторое время вынес противоположное для другого обратившегося за ответом. В таком случае действия первого человека, совершенные в соответствии с ранним решением, правильны и не

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ: Мнения одних ученых не отменяются мнениями других

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Опасайся быть из числа тех, от кого скрыл Аллах врата Прямого пути. Имам Ибн аль-Араби

Исламские убеждения (акыда). Имам Ибн Аби Зейд аль-Кайрауани (ум. 386 г.х.)

Биография шейха Саида аль-Камали