Отношение разумного и счастливого человека к имамам мазхабов и различиям в их мнениях

موقف الإنسان العاقل والسعيد من أيمة المذاهب الأربعة واختلافهم في الاجتهاد والترجيح

Пишет выдающийся ученый, мухаддис и правовед Марьи ибн Юсуф аль-Карми аль-Ханбали, который жил более четырех веков назад:

«Разумный — это тот, кто не стал (оставил) предъявлять претензии к имамам, ведь они заложили свои мазхабы, отобрали пригодное в качестве доказательств, извлекли постановления из Корана и сунны, приложив усердие, и имея глубокое понимание. И может быть так, что менее сильный довод для одного муджтахида является более сильным для другого, и достоверный хадис для одних является слабым для других.

А к иджтихаду или же к разногласиям между собой имамов приводило столкновение доводов и прибытие хадисов различными путями с различным смысловым наполнением, как уже было показано в этом предисловии.

Счастлив же тот, кто уберегся (от покушения на имамов), последовал (сделал таклид) за тем, кого выбрал, и не стал разглагольствовать».

См. «Тахкык ар-руджхан би саум яум аш-шакк мин рамадан», с. 132.

قال العلامة المحدث الفقيه مرعي بن يوسف الكرمى المقدسي الحنبلى: «العاقل من ترك الإعتراض على الأئمة، لأنهم قد مهدوا مذاهبهم، ونقحوا أدلتهم، واستنبطوا الأحكام من الكتاب والسنة، بعد بذل الجهد مع ذكاء القرائح، ورب دليل مرجوح عند مجتهد، راجح عن آخر، ورب حديث صحيح عند قوم، ضعيف عند آخرين.
والموجب لاجتهاد الأئمة، أو مخالفة بعضهم بعضاً، إنما هو تعارض الأدلة، وورود الأحاديث من طرق مختلفة بمعاني مختلفة كما مر في هذه المقدمة.
فالسعيد من سلم، وقلد من شاء، ولم يتكلم».
انظر: «تحقيق الرجحان بصوم يوم الشك من رمضان»، ص. 132.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ: Отношение разумного и счастливого человека к имамам мазхабов и различиям в их мнениях

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Опасайся быть из числа тех, от кого скрыл Аллах врата Прямого пути. Имам Ибн аль-Араби

Исламские убеждения (акыда). Имам Ибн Аби Зейд аль-Кайрауани (ум. 386 г.х.)

Биография шейха Саида аль-Камали